Автор: Ющук Евгений Леонидович В Интернет приходит все больше и больше людей. Глобальная Сеть поэтому становится все более значимой для предприятий. Еще лет пятнадцать назад достаточно было иметь позиции влияния в традиционных СМИ – газетах, радио и телевидении, чтобы негативная информация о предприятии не просочилась в массы. Однако сейчас все резко изменилось. Потому что появились Интернет-форумы. Эта статья написана в контексте мероприятий по противодействию рейдерству, поэтому многие примеры связаны с темой рейдеров и антирейдеров. Хотя, безусловно, особенности информационной войны в Интернет-форумах, описанные в статье, распространяются и на конфликты, которые с рейдерством не связаны. Я благодарю участников российского сообщества правктиков конкурентной разведки и сотрудников ООО «Маркетинг рисков и возможностей» за большую практическую помощь в подготовке данной статьи. Рейдеры и специалисты по «черному PR» также пришли в Интернет. И он до такой степени им понравился, что стал вытеснять многие традиционные инструменты. Так, например, банковские рейды периода лета-осени 2008 года можно с уверенностью назвать в значительной степени Интернет-войнами. Такие традиционные для рейдеров инструменты нападения, как листовки и распространение слухов «в реале» были заменены вбросами и «разгонами» на Интернет-форумах и рассылкой смс-сообщений, и ICQ-сообщений. Данная статья рассчитана на читателя, который имеет опыт работы в Интернет-форумах. Как сказал один очень опытный специалист по безопасности, читая предварительный вариант данной статьи: «Важно сразу объяснить людям, что нельзя соваться на форум в «военных» целях, не имея опыта нормального общения в форумах. Если этого не сделать, то обязательно найдутся люди, которые решат, что можно спокойно гнать «дезу», скупив пачку ников». Я согласен с его точкой зрения, поэтому хочу повторить: если вы никогда не общались в форумах, не пытайтесь делать это сразу в целях отражения информационного нападения. Позовите лучше специалистов. Иначе можете сильно навредить своим интересам. Какие особенности Интернет-форума важны в контексте «разгона» негативной информации о компании и блокирования такого «разгона»? Я перечислю их, а потом рассмотрю каждый в отдельности. Я надеюсь, что понимание этих особенностей позволит читателям лучше ориентироваться в угрозах и возможностях, которые несут их бизнесу Интернет-форумы. А также, лучше понимать, какого рода работы надо вести для противодействия негативу на Интернет-форумах, в том числе, и при антирейдерских мероприятиях. 1. Интернет-форум бесплатен. Принять участие в нем почти всегда очень просто. 2. Любой человек может написать свою точку зрения, и ее моментально увидят все участники форума, а затем и вообще все – через поисковые машины, такие, как Яндекс, Google и другие. 3. Интернет-форум в принципе позволяет сохранять полную анонимность пишущего 4. Негативная информация априори воспринимается на большинстве форумов как правдивая, а позитивная – как проплаченная. 5. Почти любая тема, находящаяся на Интернет-форуме, может быть помещена в первые строки форума в любой момент. 6. Вы не можете распоряжаться своим сообщением полностью. Его всегда может стереть, либо изменить модератор форума. Его может процитировать другой участник форума и тогда вы также не сможете удалить или изменить то, что написали. 7. В форуме нельзя фальсифицировать дату или время выхода сообщения. 8. Интернет-форумы посещают (или мониторят) представители СМИ и властных структур и правоохранительных органов, поэтому информация, представленная там, становится им быстро известна. 9. Пользователи Интернет-форумов свободолюбивы 10. Пользователи Интернет-форумов приходят туда в основном для того, чтобы пообщаться между собой 11. Скандалы привлекают всеобщее внимание и на скандалах можно вбросить практически любую тему, если надо, чтобы ее увидело как можно больше людей 12. Постоянные участники Интернет-форумов, как правило, знакомы между собой «в реале». 13. Участники Интернет-форумов, которые не заполняют информацию о себе, нелюбимы постоянными участниками форумов и обычно называются ботами. Поэтому слово «бот» имеет негативную эмоциональную окраску. Хотя бывают и исключения. 14. Постоянные участники Интернет-форумов, как правило, прочно увязывают свою реальную личность с виртуальной. 15. Все высказывания того или иного участника доступны по встроенному в форум поиску. 16. На каждом Интернет-форуме есть группа людей, которые обычно выступают единым фронтом в ситуации «наезда» на кого-то из этой группы или на их ценности. Интернет-форум бесплатен. Принять участие в нем почти всегда очень просто. Для участия в форуме достаточно иметь адрес электронной почты, а также придумать себе виртуальное имя (ник) и пароль. Многие форумы, особенно расположенные при крупных Интернет-порталах, предлагают пользователю зарегистрировать почтовый ящик тут же. Любой человек может написать свою точку зрения, и ее моментально увидят все участники форума, а затем и вообще все – через поисковые машины, такие, как Яндекс, Google и другие. На форумах практически всегда есть страницы, куда выводятся все сообщения, в которых произошли изменения с момента вашего последнего посещения. Как только в какой-то из обсуждаемых тем появляется изменение, тема попадает на такую страницу. Тем самым достигается моментальное информирование всех заинтересованных лиц об изменении в теме . На автоинформировании по электронной почте основан и такой метод вброса информации: текст размещается и тут же удаляется самим пользователем. В результате все, кто прямо обозначил желание участвовать в теме, получают сообщение, но на форуме его уже нет, и даже у модератора нет формальных оснований для вмешательства. Правда, зачастую модераторы и неформально могут вмешаться. На современных форумах все чаще можно встретить и такой инструмент, как подписка на комментарии по RSS. В таком случае просто-напросто вместо электронной почты сообщения приходят в RSS-агрегатор –например, Ленту Яндекса или Google Reader. Интернет-форум в принципе позволяет сохранять полную анонимность пишущего Естественно, что раз от человека для появления на Интернет-форуме требуется только адрес электронной почты и вымышленное имя, это открывает широкий простор для всякого рода манипуляторов, специалистов по «черному PR» и просто злобствующих элементов. Отдельно надо сказать, что анонимность в Интернете часто оказывается призрачной. Методами Интернет-разведки нередко можно установить, кто фактически пишет под тем или иным виртуальным именем. ООО «Маркетинг рисков и возможностей», которое предоставляет такие услуги, отмечает, что спрос на них растет. Негативная информация априори воспринимается на большинстве форумов как правдивая, а позитивная – как проплаченная. Причем негативная информация привлекает к себе не только внимание читателей. Она стимулирует написание сообщений другими недовольными. Часто неприятные для компании вещи пишут заслуженно, просто не имея возможности иначе привлечь к себе внимание или просто «плюнуть вслед». При этом важно знать, что стереотип поведения человека в Интернет-форуме разительно отличается от поведения того же человека «в реале». А существует и месть уволенных сотрудников, и инспирированные конкурентами сообщения. Достаточно же появиться любому позитивному отзыву, как тут же большинство участников форумов начинают кричать, что это проплаченная информация, и работа пиарщиков того предприятия, которое решили похвалить. Такое положение вещей открывает замечательные перспективы для рейдеров: достаточно посмотреть, за что на форуме ругали компанию, и включить эти мысли в ударный текст. Знакомые «мотивы» пробудят к жизни агрессию участников форума, которые настроены к компании враждебно, — и бесплатное тиражирование нового негативного материала обеспечено. Большую помощь антирейдерам здесь могут оказать жестко модерируемые площадки, которые специализируются на позитиве и объективности, а не на трафике любой ценой. Примером такой площадки, которую можно использовать в мероприятиях антирейдеров, может служить автомобильный портал «Автоквартал» (www.autokvartal.ru). Почти любая тема, находящаяся на Интернет-форуме, может быть помещена в первые строки форума в любой момент. Как правило, та сторона, которую не устраивает развитие темы, создает условия, при которых тема, скорее всего, будет модератором закрыта. В ход идут, в зависимости от форума, увод разговора далеко в теме далеко от ее заголовка, использование нецензурной лексики, явная клевета. При всех этих вариантах, модератора активно бомбардируют жалобами на нарушение правил форума. Если правила не нарушаются, то нападающая сторона старается создать нарушения искусственно дабы потом на них указывать. Требуя закрытия ветки. Противодействие закрытию ветки, как правило, заключается в создании новых веток, в которых уместно дать ссылку на закрытую. Таким образом, трафик на закрытую ветку поддерживается, хотя, конечно, и не в той степени, в котрой он получается, когда ветка висит в верху форума. Вы не можете распоряжаться своим сообщением полностью. Его всегда может стереть, либо изменить модератор форума. Его может процитировать другой участник форума и тогда вы также не сможете удалить или изменить то, что написали. В форуме нельзя фальсифицировать дату или время выхода сообщения. Интернет-форумы посещают (или мониторят) представители СМИ и властных структур и правоохранительных органов, поэтому информация, представленная там, становится им быстро известна Пользователи Интернет-форумов свободолюбивы Пользователи Интернет-форумов приходят туда в основном для того, чтобы пообщаться между собой Скандалы привлекают всеобщее внимание и на скандалах можно вбросить практически любую тему, если надо, чтобы ее увидело как можно больше людей Постоянные участники Интернет-форумов, как правило, знакомы между собой «в реале». Признанный специалист по информационным войнам и кризисному PR, политтехнолог Александр Кузин считает, что это в первую очередь справедливо для «локальных» форумов (т.е. таких, которые созданы по территориальному признаку) — городских, региональных. Для Интернет-форумов «национального» и, тем более, «глобального» масштаба, личное знакомство в реале встречается намного реже. Кроме того, именно из числа постоянных участников и рекрутируются обычно модераторы. Между модераторами форума и постоянными участниками, как правило, есть неформальный контакт – обычно через личную переписку в форуме, по аське или по телефону. То же самое можно сказать и о контактах (и координации действий) постоянных участников между собой. Здесь же стоит упомянуть и феномен «местечкового патриотизма». Александр Кузин отмечает, что это очень серьезная проблема, которая проявляется и на Интернет-форумах. Речь идет о том, что местные жители часто склонны ругать свою «малую родину» и ее правителей. Однако «варягам» нельзя обольщаться и пытаться присоединиться к подобным негативным высказываниям. Как только пришлые люди начинают «наезжать» на местные недостатки, вчерашние «диссиденты» объединяются против «варягов» и начинают защищать то, что сами же вчера ругали. Участники Интернет-форумов, которые не заполняют информацию о себе, нелюбимы постоянными участниками форумов и обычно называются ботами. Поэтому слово «бот» имеет негативную эмоциональную окраску. Хотя бывают и исключения. Однако бывают случаи, когда лучше купить ник постоянного участника форума. Эксперт по информационной войне в Интернет-форумах, пишущий статьи об Интернет-форумах под псевдонимом Илья Шилин, рекомендует покупать ники у людей, которые давно зарегистрировались в форуме, но потом забросили свой ник. Постоянные участники Интернет-форумов, как правило, прочно увязывают свою реальную личность с виртуальной. Информация о постоянных участниках форумов, которую можно использовать для оказания давления на постоянных участников форума, обычно доступна методами Интернет-разведки. Все высказывания того или иного участника доступны по встроенному в форум поиску. Это позволяет: На каждом Интернет-форуме есть группа людей, которые обычно выступают единым фронтом в ситуации «наезда» на кого-то из этой группы или на их ценности. И, в заключение, — несколько слов о том, как антирейдерам лучше выбирать форумы, на которых будет распространяться их информация. Как справедливо заметил специалист по противодейстию рейдерским захватам Александр Орфенов, эта тема заслуживает. чтобы на ней остановились отдельно. 1. Хорошо посещаемые и/или любимые поисковыми машинами форумы любой тематики в этой местности — с привязкой к тематике. Например, на форуме молодых мам — говорить от имени молодой мамы. 2. Раскрученные форумы по теме — независимо от географии (например, Bankir.ru для банков) 3. Активно посещаемые подразделы форума на территориальном портале (например, разгон информации о ресторанах можно перенести с форума про рестораны в «Правовые вопросы». Или в автомобильные форумы — в духе: «Я вчера сломался возле едальни и видел, как…») 4. Тот, на который вышли рейдеры со своей информацией Таким образом, благодаря пониманию особенностей работы форумов и их участников, можно сделать антирейдерские мероприятия значительно более эффективными. Форумы могут быть использованы антирейдерами не менее, а то и более эффективно, чем рейдерами. Ведь, хоть антирейдеры часто и вынуждены вступать в схватку вторыми (хотя и не всегда), их деятельность выглядит более честной, нежели деятельность рейдеров. Как сказал один из участников Форума бизнес-разведчиков: «Выигрывает тот, кто бьет вторым, но попадает первым». Март 2009 г. |
На главную страницу компании Ющука Евгения Леонидовича ООО «Маркетинг рисков и возможностей.»
ПРИМЕРЫ РАССЛЕДОВАНИЙ ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНИЛ ЕВГЕНИЙ ЮЩУК
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
* «Правый сектор» — организация, запрещенная в России по решению Верховного суда
ХОТИТЕ УЗНАТЬ, ЭФФЕКТИВНЫ ЛИ МЕТОДЫ РАБОТЫ ЕВГЕНИЯ ЮЩУКА?
ПОСМОТРИТЕ МНЕНИЕ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ:
(подробнее — здесь)
ИЛИ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭТОТ ФАКТ:
ИЛИ
ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЭТИМ КЕЙСОМ:
ИЛИ
ПОСЛУШАЙТЕ ОТЗЫВЫ НАШИХ ПРОТИВНИКОВ:
(подробнее — здесь)