Автор: Ющук Евгений Леонидович Вместо введения.
Социальные сети (в том числе блогосфера) позволяют сегодня любому человеку легко, не пользуясь никакими специальными знаниями, бесплатно открывать собственные Интернет-ресурсы…, находить и устанавливать контакт с единомышленниками практически по любой теме. Причем, эти Интернет-ресурсы довольно неплохо индексируются поисковыми машинами, поэтому материалы из них могут не только очень быстро распространиться в Интернете, но и в любой момент могут попасть в СМИ. Особо важные для людей темы могут распространяться просто молниеносно и собирать большие аудитории. Что также часто приводит к попаданию материалов в СМИ. Учитывать мнение СМИ компании уже научились – набив себе немало дорогостоящих шишек. Понять, что отдельный человек в Интернете – это величина со значительно более существенными возможностями, чем отдельный человек в реале, многим компаниям еще только предстоит. Поэтому начну я эту статью с известной шуточной истории. Разговор между испанцами и американцами на частоте «Экстремальные ситуации в море» навигационного канала 106 в проливе Финистерра (Галиция).
Испанцы: (помехи на заднем фоне) … говорит А-853, пожалуйста, поверните на 15 градусов на юг, во избежание столкновения с нами. Вы движетесь прямо на нас, расстояние 25 морских миль. Американцы: (помехи на заднем фоне) …советуем вам повернуть на 15 градусов на север, чтобы избежать столкновения с нами. Испанцы: Ответ отрицательный. Повторяем, поверните на 15 градусов на юг во избежание столкновения. Американцы (другой голос): С вами говорит капитан корабля Соединенных Штатов Америки. Поверните на 15 градусов на север во избежание столкновения. Испанцы: Мы не считаем ваше предложение ни возможным, ни адекватным, советуем вам повернуть на 15 градусов на юг, чтобы не врезаться в нас. Испанцы: С вами говорит Хуан Мануэль Салас Алкантара. Нас 2 человек. Нас сопровождают наш пес, ужин, 2 бутылки пива и канарейка, которая сейчас спит. Нас поддерживают радиостанция «Cadena Dial de La Coruna» и канал 106 » Экстремальные ситуации в море». Мы не собираемся никуда сворачивать, учитывая, что мы находимся на суше и являемся маяком А-853 пролива Финистерра Галицийского побережья Испании. Мы не имеем ни малейшего понятия, какое место по величине мы занимаем среди испанских маяков. Можете принять все еб…ные меры, какие вы считаете необходимыми и сделать все что угодно для обеспечения безопасности вашего еб..го корабля, который разобьется вдребезги об скалы. Поэтому еще раз настоятельно рекомендуем вам сделать наиболее осмысленную вещь: изменить ваш курс на 15 градусов на юг во избежания столкновения. Американцы: Ok, принято, спасибо.
Что же происходит в социальных сетях (в т.ч. блогосфере) в последние пару лет?
А происходит, в частности, вот что. Компании, в особенности, крупные, пришли в социальные сети и блоги. Это произошло потому, что туда устремились их клиенты. А также потому, что там удобно размещать рекламу. Причем рекламу можно размещать как традиционными для Интернета способами (что составляет источник дохода социальных сетей и блогохостингов), так и скрытую. Идея прихода в социальные медиа подогревалась уже несколько лет, как сверху (через обзоры в специализированных издания и книги), так и снизу – через желание молодых сотрудников проявить себя с наилучшей стороны, выдав «на гора» результаты в перспективном для работы направлении. Однако, в то же самое время, как вчерашние дети взрослели (превращаясь в сегодняшних молодых людей), в Интернет приходили и люди других возрастов, и социальных групп. Которые ждут от крупной компании совсем не подростковой реакции и более серьезных, чем у подростков, речей. Конфликт объективно созрел и если его не гасить, он скорее проявится, чем останется скрытым. Бизнес стал эмоциональным.
Социальные медиа сократили коммуникативную цепочку между бизнесом и потребителем. Общение стало прямым. Если раньше для обращения к компании требовалось написать документ и отправить туда (а еще надо уметь формулировать свои мысли, между прочим), то сейчас можно напрямую обратиться к представителю компании в блоге или социальной сети. И люди стали обращаться – порой не вполне внятно, но эмоционально. А, учитывая наличие системно заложенного конфликта разных поколений и социальных групп, попавших в один котел, от контактера со стороны компании потребовались навыки сглаживания конфликтов. У вчерашних подростков, в подавляющем большинстве случаев, этих навыков не оказалось. Дискуссии стали все чаще «искрить». Что добавляет ветра в паруса сотрудникам компаний?
Сотрудник предприятия, обнаруживший негатив в адрес своей компании, и не умеющий аккуратно гасить негатив, обычно основывается на одной из трех идей. 1. Сотрудник искренне не понимает, что подставляет своего работодателя. Сотрудник компании не считает, что его действия могут быть ассоциированы с компанией и потому ведет себя так, как привык — т.е., по-хамски (иначе проблемы не возникает). 2. Сотрудник надеется на анонимность в Интернете и начинает вести «партизанские действия». Анонимно начинает атаковать противников. Скрываться под ником получается не всегда успешно. Деанонимизация такого человека может серьезно подорвать репутацию компании. В случае деанонимизации, и самому сотруднику также бывает крайне затруднительно сохранить свое реноме. 3. Сотрудник считает, что он защищен юридической службой и PR-службой компании и поэтому уверен в своем превосходстве и безнаказанности. На самом деле, привычная и отработанная за много лет тактика «обращайтесь в юридическую службу», с появлением социальных медиа, стала давать серьезный сбой. Положение компаний усугубляется тем, что сегодня нет проблем найти адреса электронной почты вышестоящих руководителей компании (или ассоциаций, в которых состоит компания, если таких руководителей нет). Если пытаться просто игнорировать мнение потребителей, те имеют техническую возможность двигаться вверх по иерархической цепочке. Юридически верный наиболее частый аргумент: «Мы не обязаны отвечать частным лицам» на деле оказывается несостоятельным при столкновении с тем, что обоснованная и снабженная доказательствами точка зрения доходит до вышестоящего руководства. Ведь просьба идет разобраться в реальной ситуации, которая доказана и подтверждена какими-то данными. К тому же, когда одни и те же вопросы начинает задавать не один блоггер, а, хотя бы, сто – аргумент про «частое лицо» совсем теряет свою непоколебимость и обоснованность, и компания начинает выглядеть игнорирующей не «мнение потребителя» (что, иногда, простительно), а «мнения потребителей», что, согласитесь, имеет уже совсем иной смысл.
«Пьяный танкист».
Какие чувства испытывает обычный человек, столкнувшийся с хамством со стороны компании? Точнее – со стороны представителя компании, уверенного в том, что он неуязвим за броней. Однако через некоторое время это чувство может смениться другим – желанием восстановить справедливость (в понимании огородника) и дать отпор зарвавшемуся агрессору. И тогда достают наставления по истреблению танков, вспоминают, что у танка, кроме брони есть еще решетки воздухозаборников, гусеницы, смотровые щели и т.д.. Да начинают разливать бензин по бутылкам…
Что делать потребителям?
В интересах и компаний, и потребителей – свести к минимуму количество и интенсивность конфликтов с потребителями. Наиболее правильный выход – публичное (или непубличное, в зависимости от ситуации) обращение к руководству компании. И обязательно — ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ответственности сотрудника. Должен быть показан конкретный сотрудник, допустивший нерадивую работу, и показаны факты, которые это иллюстрируют. Лучше начинать с непосредственного руководителя проштрафившегося сотрудника – т.к. это позволяет минимизировать конфликт в большинстве случаев. Публичное обсуждение бывает полезно при недостаточно полном понимании ситуации потребителем. При недостатке информации или доказательств. Варианты публичного обсуждения могут быть разными – от поста в собственном блоге, до создания отдельного сообщества или отдельного сайта, посвященного проблеме и отсутствию реакции со стороны компании на проблему. Возможны также и привлекающие внимание СМИ и контролирующих органов акции вне Интернета.
Что делать компаниям?
1. Прежде всего — организовать систему, при которой сотрудник, столкнувшийся с негативом, который явно разрастается, обязан доложить руководству. Значимыми критериями разрастания конфликта я предлагаю считать: Во всех этих (и, возможно, каких-то других) случаях сотрудник должен быть обязан привлечь внимание своего руководителя. 2. Проводить постоянный о мониторинг Интернета, который может выявить конфликт на ранней стадии. Поручив этот мониторинг другому сотруднику (не сотруднику PR-службы) или аутсорсерам, компания получает линию независимого контроля за действиями своих сотрудников в Сети. Как уже было сказано, далеко не всегда сотрудник, ставший причиной конфликта, с готовностью побежит докладывать о своих «заслугах» начальству. Мотивы «замалчивания» могут быть разные. От банального «глядишь – все и обойдется», до самоуверенного «я прав, я честь компании отстаиваю». 4. Ну и, наконец, я бы предложил принять во внимание правила, которые были сформулированы в блоге Якова Полищука для сотрудников компаний, которые работают в социальных сетях на прямых коммуникациях с потребителями: 1. НЕ «БЫКУЙ» НИКОГДА. СОВСЕМ НИКОГДА. ВООБЩЕ НИКОГДА. 2. Всегда думай о том, как твои слова отразятся на имидже-репутации компании. Если не уверен на сто процентов, что отразятся активно-положительно — лучше молчи. 3. Засунь подальше свои эмоции. Если эмоции в данный момент есть — молчи. 4. Если твои эмоции для тебя важнее имиджа-репутации твоей компании — напиши заявление «по собственному желанию» или о переводе на другую работу. 5. И, конечно же, компании лучше принести свои извинения потребителям. Но здесь есть важный нюанс: если компания это сделает от своего имени – она де-факто признает, что сотрудник участвовал тоже от ее имени. А это, на самом деле, вопрос неоднозначный – сам он все придумал, или компания его науськала (или попустительтствовала — не проконтролировав его действия). Поэтому на практике, в подавляющем большинстве случаев, компания кулуарно принимает меры воспитательного характера к сотруднику, но затем его же и обязывает приносить извинения пострадавшей стороне. И, как правило, это устраивает всех. Надо отметить, что рецидивы с той же компанией или тем более с тем же сотрудником в практике если и встречаются, то крайне редко. Изображения — с сайтов sciencebhakta.wordpress.com, demotivation.ru, polstakana.ru, zen-buddha.livejournal.com, skinny73.blog.ru, innov.ru, aktivsb.ru Июнь 2010 г. |
На главную страницу компании Ющука Евгения Леонидовича ООО «Маркетинг рисков и возможностей.»
ПРИМЕРЫ РАССЛЕДОВАНИЙ ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНИЛ ЕВГЕНИЙ ЮЩУК
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
* «Правый сектор» — организация, запрещенная в России по решению Верховного суда
ХОТИТЕ УЗНАТЬ, ЭФФЕКТИВНЫ ЛИ МЕТОДЫ РАБОТЫ ЕВГЕНИЯ ЮЩУКА?
ПОСМОТРИТЕ МНЕНИЕ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ:
(подробнее — здесь)
ИЛИ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭТОТ ФАКТ:
ИЛИ
ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЭТИМ КЕЙСОМ:
ИЛИ
ПОСЛУШАЙТЕ ОТЗЫВЫ НАШИХ ПРОТИВНИКОВ:
(подробнее — здесь)