Самохин Михаил Юрьевич, маркетолог, руководитель аналитической группы AD Wiser ведет в ЖЖ отличный блог об автомобильном маркетинге — Как человек, много времени проводящий в Интернете, и работающий в нем, Михаил заинтересовался темой троллинга. Дополнительно его интерес к этой теме подогрела и серия публикаций о том, как государства (в частности, США и Израиль) начинают системную работу по корректировке информационного поля в Сети. Михаил задал, в связи с этим, своим читателям ряд вопросов, связанных с практикой троллинга. Я — как человек, профессионально занимающийся вопросами управления репутацией в Интернете, и в том числе, троллинга — ответил. Привожу ее ниже с минимальными дополнениями из комментариев в блоге Михаила Самохина к посту «Российские тролли, кто они?….» Михаил Самохин Евгений Ющук Михаил Самохин Евгений Ющук Объявлений не видел, но, судя по моим наблюдениям — любое PR-агентство способно организовать такого рода работу. кто-то лучше, кто-то хуже — но это, как в любом виде деятельности. На любой площадке есть постоянные пользователи. Им, во-первых. скучно, а, во-вторых. они имеют некие общие ценности. Посягательство на эти ценности приводит к тому, что они начинают стаей гнобить посягающих. Если же на ресурсе более одной группы — то их ценности в чем-то противоречат друг-другу. В чем — установить несложно. Нападение на ценности обеих групп сразу приводит к полному хаосу “все против всех”. Если же тема при этом поверхностная и затрагивает каждого, но не заставляет особо думать — люди с удовольствием начинают сражаться и с троллем,и друг с другом. Собственно, ничего высокотехнологичного в этом нет. Есть те, кто просто развлекается. Их много. Их очень ценят топовые блоггеры и владельцы форумов — т.к. они порождают трафик и помогают выходить в топы по комментариям. Михаил Самохин Евгений Ющук Точнее, многоуровневый. 1. Набора блогеров — как в Израиле — я не видел. Т.е., наверное публичного, и при этом централизованно скоординированного уровня нет. 2. Есть признаки, указывающие на то, что ряд высокопоставленных лиц использовал троллей и ботов в интернете. В то же время, нет никаких гарантий, что их не выпустили сами те, кто их потом героически «вывел на чистую воду». Технически ведь нет проблем организовать такого рода подставу. 3. Если идет наезд на какую-то структуру, то, как правило, наезжают и на начальника этой структуры. В таких случаях сами сотрудники нередко вступают в «огневой контакт» с противником — разумеется, анонимно. Часто такие люди обращаются за советом к тем, кто, по их мнению. может дать совет — и в результате оказываются на консультации у политтехнолога или специалистов по кризисному PR. Вот как это считать — как госструктуры или как частную инициативу? Я бы просто не демонизировал троллинг. 99% троллей — люди, которым нечем заняться и/или которые социально плохо адаптированы. Но это не значит, что их нельзя эффективно стравить с остальными при необходимости. Остальные — те, кто троллит по ситуационной необходимости, либо по дружбе, либо за деньги. Но во всех этих случаях нет ничего особенно квалифицированного и есть возможность корректировать свое поведение в ходе полемики. Пожалуй, надо сказать еще вот что: глупый троллинг может ударить по тому, кто его организовал — при грамотной обороне противной стороны. Но, повторюсь, никогда нельзя быть уверенным, что троллит именно тот, в чьих интересах тролль совершенно очевидно работает. Потому что равновероятно это может быть подставой. Кстати, выяснилось — исключительно благодаря порядочности инициаторов троллинга. Не расскажи они сами об этом — большинство читателей той истории и сегодня пребывали бы в уверенности, что авиакомпания S7 гнобила своего клиента и такими методами тоже. Начните с завершения истории — вот отсюда А также посмотрите это (апдейт в пост сделан только в декабре 2010, сама история правкам не подвергалась): А также, посмотрите кэш вот этой страницы в Гугле (по моему обращению, информация с форума была удалена его владельцем, но в кэше она еще висит). Вот Вам и практика по заданному Вами вопросу — как выглядит грамотно исполненный троллинг. Михаил Самохин Янаварь 2011 г. Еще материалы по троллям и троллингу, доступные в блоге Ющука Евгения Леонидовича «Конкурентная разведка»: Краткое руководство по тактике войны в форумах
|
На главную страницу компании Ющука Евгения Леонидовича ООО «Маркетинг рисков и возможностей.»
ПРИМЕРЫ РАССЛЕДОВАНИЙ ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНИЛ ЕВГЕНИЙ ЮЩУК
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
————————————————
* «Правый сектор» — организация, запрещенная в России по решению Верховного суда
ХОТИТЕ УЗНАТЬ, ЭФФЕКТИВНЫ ЛИ МЕТОДЫ РАБОТЫ ЕВГЕНИЯ ЮЩУКА?
ПОСМОТРИТЕ МНЕНИЕ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ:
(подробнее — здесь)
ИЛИ
ПОСЛУШАЙТЕ ОТЗЫВЫ НАШИХ ПРОТИВНИКОВ:
(подробнее — здесь)